Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2а-10751/2016

Дата опубликования: 23 сентября 2016 г.

Одинцовский городской суд Московской области

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

с участием прокурора Ищенко Е.И.

при секретаре Широковой Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Пасечник Е.В. к Избирательной комиссии сельского поселения ..... о признании незаконным и отмене решения о регистрации Ганохина Б.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения .....,

у с т а н о в и л :

Пасечник Е.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии с/п ..... (далее избирком с/п .....) № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Ганохина Б.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов с/п ..... по пятимандатному избирательному округу №.

Свои требования истица обосновывает тем, что она зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов с/п ..... по пятимандатному избирательному округу №, как ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ на основании оспариваемого решения в кандидаты в депутаты был также зарегистрирован Ганохин Б.И., однако им были допущены нарушения требований закона при оформлении документов, а именно в заявлении о согласии баллотироваться не указана дата выборов, что не позволяет определить на участие в каких выборах дает свое согласие Ганохин Б.И., не указано о предоставлении приказа об освобождении от обязанностей несовместимых со статусом депутата в случае избрания, не представлен итоговый протокол сбора подписей в машиночитаемом виде.

Ссылаясь на то, что допущенные нарушения в оформлении документов свидетельствуют о непредставлении кандидатом необходимого пакета документов для регистрации, в связи с чем в регистрации кандидата должно было быть отказано, истец просит удовлетворить заявленные требования.

В заявлении, адресованном суду, Пасечник Е.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддержала.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика избиркома с/п ..... с иском не согласился, поддержал письменные возражения, ссылаясь на то, что закон устанавливает конкретные сведения, которые должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться, указание даты выборов не является обязательными сведениями, подлежащими указанию, выборы в Совет депутатов с/п ..... являются единственными, иных выборов в с/п ..... на которые можно было бы баллотироваться, не назначено, заявление Ганохина Б.И. содержит указания о том, что в случае избрания депутатом он обязуется прекратить деятельность не совместимую со статусом депутата и представить документы об освобождении от такой деятельности, итоговый протокол сбора подписи представлен в бумажном виде, поскольку закон не определяет в каком виде должен быть представлен машиночитаемый документ, представленный в бумажном варианте протокол является по своей сути машиночитаемым.

Заинтересованное лицо Ганохин Б.И. с требованиями не согласился, поддержал письменные возражения, ссылаясь на то, что им были представлены все необходимые документы в установленной форме, регистрация его в качестве кандидата произведена обосновано, просил отказать в иске.

Прокурор полагала заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку представленные документы опровергают доводы истца об отсутствии сведений в заявлении о согласии баллотироваться, учитывая, что закон не устанавливает в какой форме должен быть представлен машиночитаемый итоговый протокол при проведении муниципальных выборах, избирком с/п ..... не уведомлял кандидата о наличии неточностей в документах либо их недостатке.

В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что в установленном порядка на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы депутатов в Совет депутатов с/п ......

Решением избиркома с/п ..... кандидатом в депутаты зарегистрирована Пасечник Е.В.

Решением избиркома с/п ..... № от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты зарегистрирован Ганохин Б.И. (л.д.58).

Статья 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее ФЗ-67) устанавливает, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Статья 23 Закона Московской области от 04.06.2013 г. №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» предусматривается, что при проведении выборов депутатов Совета депутатов окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета депутатов.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Из представленного заявления о согласии баллотироваться, поданного Ганохиным Б.И. ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в заявлении были указаны установленные законом сведения о нем как кандидате, а также обязательство прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата Совета депутатов с/п ..... и в 5-дневный срок со дня извещения об избрании представить в избирком копию приказа об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата.

Таким образом установлено, что закон не содержит требования о необходимости указания даты выборов в заявлении о согласии баллотироваться, а иные сведения, установленные законом, были указаны Ганохиным Б.И. в заявлении о согласии баллотироваться, в связи с чем доводы истца о том, что заявление о согласии баллотироваться не содержит установленных законом сведений, опровергнут представленными материалами.

Статья 30 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» устанавливает, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.3,3.1,5 и 6 ст.23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие ч.2-5 ст.28.1 настоящего Закона, или ч.18 настоящей статьи.

Согласно ч.2 названной статьи при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Согласно ч.4 ст.30 Закона МО подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию.

Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и выдает кандидатам, уполномоченным представителям избирательных объединений подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. Вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.

Согласно ч.9 вышеназванной ст.30 Закона МО по результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Согласно ч.17 ст.30 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Из представленных материалов установлено, что для проверки подписей в избиркоме с/п Барвихинское была создана рабочая группа.

Согласно ведомости проверки подписных листов и итогового протокола об итогах проверки подписей избирателей от ДД.ММ.ГГГГ Ганохиным Б.И. представлены подписные листы, содержащие 12 подписей избирателей, при 10 необходимых.

С учетом заключения специалиста, установившего, что в строках 2 подписных листов № и № в рукописная запись в графе «дата внесения подписи» выполнены одним лицом, на основании п.6 ч.14 ст.30 Закона МО, 1 подпись признана комиссией недействительной.

Согласно п.6 ч.14 ст.30 Закона МО недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно.

Таким образом признание 1 подписи в подписном листе №, в котором дата внесения подписи выполнена несобственноручно, суд полагает обоснованным. При этом установлено, что иных нарушение при оформлении подписных листов комиссией, а также в судебном заседании, не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что признание 11 подписей избирателей действительными являлось обоснованным.

Часть 16 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает, что подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде.

Согласно абз.2 ч.4 ст.30 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

Вместе с тем, законодателем не определено понятие «машиночитаемый» вид и правовые последствия непредставления протокола в машиночитаемом виде.

В судебном заседании представитель избиркома с/п ..... пояснил, что какая-либо форма протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде не утверждена, сам по себе представленный протокол в бумажном виде является машиночитаемым, поскольку может быть отсканирован с помощью оргтехники, имеющейся в распоряжении комиссии, в связи с чем необходимости в представлении протокола в каком-либо ином в машиночитаемом виде не имелось, поэтому избирательная комиссия не считала это недостатком и не уведомляла о необходимости дополнительного представления еще каких-либо документов никого из кандидатов.

Пункт 24 ст.38 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.24 ст.30 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» содержат перечень оснований для отказа в регистрации кандидата.

Согласно положениям указанных законов перечни оснований отказа в регистрации кандидата являются исчерпывающими (п.27 ст.3 Закона МО, п.27 ст.38 ФЗ-67).

Таким образом судом установлено, что необходимость в предоставлении протокола сбора подписей в машиночитаемом виде у избирательной комиссии отсутствует, при этом кандидат не уведомлялся о необходимости представления копий документов в указанном виде, в связи с чем бездействие избирательной комиссии не должно создавать препятствий для участия кандидата в депутаты в выборах, так как это напрямую нарушает его права. При этом не представление кандидатом копий документов не может служить основанием для отказа в приеме у него документов и для отказа в регистрации кандидата.

Часть 19 статьи 30 Закона МО предусматривает, что избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Согласно ч.8 ст.11 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Принимая во внимание, что Ганохиным Б.И. в установленном порядке были представлены заявление о согласии баллотироваться, содержащие все установленные законом сведения о кандидате и все документы, установленные законом, представлено достаточное количество подписей избирателей, являющихся достоверными, не представление копии протокола в машиночитаемом виде не является безусловным основанием к отказу в регистрации кандидата, в связи с чем решение о регистрации Ганохина Б.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов с/п ..... является законным и обоснованным, каких-либо иных оснований для признания решения незаконным и его отмене в судебном заседании не установлено, связи с чем в удовлетворении требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.239-244,298 КАС РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного иска Пасечник Е.В. к Избирательной комиссии сельского поселения ..... о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Ганохина Б.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... по пятимандатному избирательному округу №.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья О.А.Проскурякова

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2а-10751/16 г. Дело хранится в Одинцовском городском суде Московской области.