Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2а-10782/2016

Дата опубликования: 22 сентября 2016 г.

Одинцовский городской суд Московской области

2-10782/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Павловой И.М.

с участием прокурора Ищенко Е.И.

при секретаре Карамышеве М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по административному иску зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... по пятимандатному избирательному округу № Шестаковской В.К. к Избирательной комиссии сельского поселения ....., зарегистрированному кандидату в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... по пятимандатному избирательному округу № Зайцевой Н.В. признании незаконным и отменен решения избирательной комиссии сельского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ. №,

У с т а н о в и л:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... по пятимандатному избирательному округу № Шестаковская В.К. обратилась в суд с заявлением к ответчикам о признании незаконным и отменить решение избирательной комиссии сельского поселения ..... № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Зайцевой Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... попятимандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов сельского поселения ....., назначенных на ДД.ММ.ГГГГ».

Из заявления следует, что указанное решение заявитель считает незаконным, нарушающим принцип равенства кандидатов и затрагивающим избирательные права, по следующим основаниям:

- представленные кандидатом Зайцевой Н.В. подписные листы, не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Н.В. в избирательную комиссию представила документы для регистрации (подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей и первый финансовый отчет). Однако, в заявлении о согласии баллотироваться от ДД.ММ.ГГГГ Зайцевой Н.В. не указан регистрационный номер и дата выдачи диплома, а из копии представленного диплома видно, что имеется регистрационный номер № и дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных подписных листов №№ видно, что граждане, подписавшиеся в поддержку самовыдвижения кандидата Зайцевой Н.В. указали несуществующий населённый пункт, а именно вместо "АДРЕС" указано "АДРЕС", т.е. несоответствующие сведения, поскольку Постановлением Главы сельского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ № были уточнены почтовые адреса жилым домам в АДРЕС на территории сельского поселения ......

Рабочая группа по проверке подписей избирателей и избирательная комиссия при рассмотрении документов, представленных на регистрацию, не могли не обратить внимание, что в подписных листах указаны сведения в

графе "Адрес места жительства" не соответствующие действительности, а именно неверно указан АДРЕС у семерых избирателей.

Для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... необходимо представить в избирательную комиссию 10 подписей в поддержку кандидата, Зайцевой Н.В. представлено 12 подписей, семь из которых необходимо было признать недействительными, следовательно, Зайцевой Н.В. представлено только 5 действительных подписей, что в соответствии с положениями п.п. «д» п.24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидатом.

Заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты подано не по утвержденной Постановлением ЦИК РФ от 11.06.2014 № 235/1486-6 (в ред.от 18.05.2016 г.) Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления форме.

Таким образом, заявитель полагает, что Зайцевой Н.В. не дано обязательства прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата, в случае её избрания, так как вольная трактовка, указанная в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (старого образца) о предоставлении копии приказа либо копии документа о подаче заявления об освобождении от таких обязанностей не гарантирует, что он прекратит деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Полагает, что избирательная комиссия должна была отказать в регистрации Зайцевой Н.В. кандидатом в депутаты на основании п.п. "в", «в.1», «д» п.24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебное заседание административный истец Шестаковская В.К. не явилась, ее представитель по доверенности и по ордеру Авраменко И.А., на удовлетворении административного иска настаивала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии сельского поселения ..... по доверенности Камалтынов А.В. возражал против отмены решения, поддержал письменные возражения, указав, что адрес избирателей в подписных листах обозначает один и тот же населенный пункт, и что сведения в подписные листы о мест жителя избирателя вносятся только согласно паспортным данным. Подписные листы проверялись экспертами им комиссией. На вопрос суда проверялись ли Коды нарушений при проверки подписных листов, представитель Камалтынов А.В. ответил что нет. Так же считает, что методические рекомендации в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. № носят рекомендательный характер. В связи с чем, нельзя считать отсутствие реквизитов диплома (дачу выдачи), не указания вида выборов в заявлении о согласии баллотироваться документом, оформленным с нарушением требований ФЗ от 12.06.2002г. № 67- ФЗ.

Административный ответчик, зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... по пятимандатному избирательному округу № Зайцева Н.В. явилась, поддержала письменные возражения, указав, что адрес АДРЕС и АДРЕС это один тот же населенный пункт. Указание в паспорте место жительство АДРЕС никогда ей не препятствовало в решении различных вопросов, где необходимо предъявление паспорта.

Третье лицо: представитель Территориальной избирательной комиссии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд с учетом требования ст.150 КАС РФ, мнения явившихся участников процесса, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что решение комиссии подлежит отмене, так как семь подписей избирателей недействительны в связи с указанием в подписных листах неверного адреса места жительства, остальные доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Статьей 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, а также указаны документы и сведения, которые должны быть приложены к такому заявлению при его подаче в избирательную комиссию.

Статья 35 поименованного Закона, регламентируя отдельные вопросы реализации права избирательных объединений выдвигать кандидатов и списки кандидатов, в пункте 14.5 предусматривает перечень документов, которые кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, должны представить лично (пункт 5 статьи 33) вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 статьи 33 этого же Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Как видно из материалов дела, Решением избирательной комиссии сельского поселения ..... от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов сельского поселения .....» досрочные выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения ..... назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Решение опубликовано в средствах массовой информации и на сайте в сети Интернет.

Организующей досрочные выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения ..... является избирательная комиссия сельского поселения ..... (далее по тексту избирательная комиссия).

Решением избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Шестаковская В.К. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... по пятимандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов сельского поселения ....., назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Н.В. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... по пятимандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов сельского поселения ....., назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.Административным истцом заявлено одним из доводов о незаконности оспариваемого решения недействительности семи подписей избирателей в подписных листах.

В силу "в" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума в указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.

Соответствующая подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу "д" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума в случае недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Представленные кандидатом Зайцевой Н.В. подписные листы, содержат 12 подписей, для регистрации необходимо 10 (действительных) подписей.

В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 18.12.1997№ 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" предусматривает, что произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов не допускаются.

В связи с тем, что правовое регулирование административно - территориального устройства осуществляется субъектами Российской Федерации, понятие населенного пункта установлено региональным законодательством.

Так, под населенным пунктом понимают административно- территориальную или территориальную единицу, имеющую официальное географическое наименование, соответствующий статус (категорию), сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы и служат для их отличия и распознавания.

В соответствии с п.п. 1.1, 2 ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.

В силу ч.3 ст.1 Закона Московской области от 28.02.2005 № 64/2005-03 "О статусе и границах АДРЕС и вновь образованных в его составе муниципальных образований” в составе АДРЕС образовано муниципальное образование - сельское поселение ......

Согласно ст.9 Закона Московской области "О статусе и границах АДРЕС и вновь образованных в его составе муниципальных образований" АДРЕС (как и АДРЕС) является населенным пунктом, находящимся в границе сельского поселения ......

Из справки ТП № Межрайонного отдела УФМС России по ..... от ДД.ММ.ГГГГ. и Постановления ОМСУ № ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что в подписных листах пять избирателей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 указал адресе местажительства верно: "АДРЕС".

Семь избирателей: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, поживая в одном поселке с вышеуказанными избирателями указали неверно место жительства АДРЕС что свидетельствует о недостоверности внесенных в подписные листы сведений, так как все избиратели проживают в одном населенном пункте "АДРЕС".

При этом суд считает, что доводы административного ответчика Зайцевой Н.В. и свидетельские показания свидетелей ФИО8 и ФИО7 о том, что указанный в паспорте адрес населенного пункта АДРЕС не препятствует ей в реализации своих гражданских прав, не опровергает доводов административного истца о неверном указании места жительства, поскольку в соответствии с п. 12 Положения опаспорте гражданина Российской Федерации (утв. ПП РФ от 08.07.1997г.) обнаружение неточности произведенных в паспорте данных является основанием для его замены, что с ДД.ММ.ГГГГ не было сделано избирателями ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 до настоящего времени.

В соответствии с п. 46 Таблицы кодов нарушений Приложения N 2 к Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 128/986-6 от 13 июня 2012 года в соответствии с п.9 ст. 21 ФЗ № 67-ФЗ, в случае неверного указания в подписном листе адреса места жительства подпись данного избирателя признается недействительной.

Аналогичная позиция отражена в п.30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011г. № 5, из которой следует, что Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Как пояснил в судебном заседании представитель Избирательной комиссии наличие нарушений и их соответствие с Таблицей кодов нарушений избирательная комиссией не проверялось.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата является основаниемдля отказа в регистрации кандидата ( п.п. «д», п. 24 ст. 38 Закона).

Таким образом, подписи семи избирателей: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, в представленных подписных листах №№ судом признаются недействительными, что ому выше основанию.

Вместе с тем, административным истцом так же заявлялось о нарушениях при заполнении заявления о согласии баллотироваться.

Разрешая спорные правоотношения в этой части, суд исходит из следующего.

В силу п.2 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа обобразовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Данная норма определяет обязанность, кандидата указывать сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

В своем заявлении о согласии баллотироваться Зайцева Н.В. не указала регистрационный номер и дату выдачи диплома.

В силу п. «в 2» ст. 24 отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных на регистрацию кандидата, каких либо сведений, предусмотренных пунктами 2, и 3 ст. 33 поименованного Закона является основанием к отказу в регистрации кандидата.

Постановлением ЦИК РФ от 11.06.2014 № 235/1486-6 (в ред.от 18.05.2016 г.) утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления в избирательные комиссии документов для выдвижения кандидатов, списков кандидатов, заверения списков кандидатов, регистрации кандидатов, списков кандидатов.

Приложением № 3 к Методическим рекомендациям утверждена форма заявления о согласии баллотироваться.

Утвержденная Методическими рекомендациями форма заявления о согласии баллотироваться была изменена в ДД.ММ.ГГГГ, в то время как кандидат Зайцева Н.В. в нарушение п.п. «в.1», «д» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ подала заявление о согласии баллотироваться не по утвержденной форме, что не отрицалось в судебном заседании представителем избирательной комиссии.Доводы административного истца и административного ответчика избирательной комиссии о том, что методические рекомендации носят рекомендательный характер, суд находит несостоятельными, поскольку данные рекомендации утверждены Постановлением ЦИК РФ в соответствии с п. 9, ст. 21 Федерального закона № 67 - ФЗ.

Доводы административного истца о том, что Зайцевой Н.В. в заявлении не указано вид выборов и не дано обязательство прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата, в случае её избрания, так как вольная трактовка, указанная в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (старого образца) о предоставлении копии приказа либо копии документа о подаче заявления об освобождении от таких обязанностей не гарантирует, что она прекратит деятельность, несовместимую со статусом депутата, не имеют правового значения и не влияют на разрешение данного спора.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия должна была отказать в регистрации Зайцевой Н.В. кандидатом в депутаты на основании п.п. "в", «в.1», «в.2», «д» п.24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», однако этого не сделала.

При таких обстоятельствах требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 239-244,298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии сельского поселения ..... № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Зайцевой Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ..... попятимандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов сельского поселения ....., назначенных на ДД.ММ.ГГГГ».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течении 5 дней, со дня принятия судом решения.

СУДЬЯ:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ: