Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 2-654/2011

Дата опубликования: 27 апреля 2011 г.

Жуковский городской суд Московской области

Гражданское дело № 2-654/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года

Жуковский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.А.

при секретаре судебного заседания Оселедко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова А.С. к ГУ – УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и об обязании пенсионного фонда произвести назначение такой пенсии,

установил:

Сидоров А.С., Х года рождения, обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работами по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и просит обязать ответчика произвести начисление и выплату ему пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 12.12.2010 года.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 09.12.2010 года он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако 25.01.2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение такой пенсии имеют мужчины по достижении 55 – летнего возраста, проработавшие не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющие страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Ответчик не засчитал в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 30.04.1997 года, с 02.05.1997 года по 30.06.1997 года, с 07.07.1997 года по 31.07.2002 года, с 05.08.2002 года по 31.12.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов на … … « … », так как за эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. Истец считает данный отказ необоснованным, так как трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса, применение которого при назначении пенсии является неправомерным. Он, истец, с 1974 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии ( … … « … »), должности (инженера) и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск (12 дней), в связи с работой во вредных условиях труда, выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. В его должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования ВС входило: лично выполнять в соответствии с требованиями ЭД все операции, монтажно-демонтажные работы при замене агрегатов, проверять работоспособность и функционирование систем и изделий авиационного оборудования в аэродромных условиях; контролировать полноту и качество технического обслуживания по авиационному оборудованию, лично принимать участие в устранении неисправностей на воздушных судах. Должностные обязанности инженера по эксплуатации АО, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся. За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Истец считает, что ему должны быть включены в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 30.04.1997 года, с 02.05.1997 года по 30.06.1997 года, с 07.07.1997 года по 31.07.2002 года, с 05.08.2002 года по 31.12.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов на … … « … ». Истец просил суд признать недействительным отказ ГУ – УПФ РФ № 28 по г. Москва и Московской области № 15 от 25.01.2011 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ГУ – УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области назначить с 12.12.2010 года ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в специальный и страховой стаж в гражданской авиации вышеуказанные периоды работы.

Представитель ответчика – ГУ – УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области – исковые требования в судебном заседании не признала и в обоснование возражений пояснила, что истцу обоснованно не засчитали в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 30.04.1997 года, с 02.05.1997 года по 30.06.1997 года, с 07.07.1997 года по 31.07.2002 года, с 05.08.2002 года по 31.12.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов на … … « … », так как в эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации. По остальным периодам спора нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку всем представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно статьи 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условия и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьей 27 п.1 пп.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

На основании пункта 1 п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно – технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно – технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списка должностей инженерно – технического состава авиации, (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459), к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно – испытательных (контрольно – испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно – исследовательских и авиационно – спортивных организациях, а также в летных и учебно – летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Льготное назначение досрочной трудовой пенсии связывается законодателем со спецификой условий труда, которая заключается в риске утраты инженерно – техническим составом по обслуживанию воздушных судов профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из – за длительного неблагоприятного воздействия на организм работников вредных и опасных факторов производственной среды.

Суд соглашается с доводами Сидорова А.С., Х года рождения, в том, что специальный стаж его работы в инженерно – техническом составе гражданской авиации на момент обращения с заявлением в УПФР о назначении пенсии составляет более 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации более 25 лет. В бесспорном порядке УПФР засчитаны в специальный стаж в гражданской авиации 20 лет 03 месяца 06 дней, в страховой стаж в гражданской авиации 20 лет 10 месяцев 02 дня.

В судебном заседании установлено, что 25.01.2011 года ГУ-УПФР № 28 по г. Москве и Московской области отказало Сидорову А.С. в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.8-11). Обратился Сидоров А.С. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 09.12.2010 года (л.д. 79-80). Ответчик не засчитал в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 30.04.1997 года, с 02.05.1997 года по 30.06.1997 года, с 07.07.1997 года по 31.07.2002 года, с 05.08.2002 года по 31.12.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов на … … « … », так как в эти периоды не подтверждена занятость по обслуживанию воздушных судов, являющихся судами гражданской авиации. По мнению ответчика с момента вступления в силу Воздушного Кодекса РФ (вступил в силу с 01.04.1997 года) период работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии подтверждения, что обслуживаемые суда являются судами гражданской авиации, а предприятие относится к системе гражданской авиации.

Суд считает данный отказ необоснованным. Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются на основании пенсионного законодательства, а не Воздушного Кодекса. Воздушный Кодекс регулирует правоотношения по использованию воздушного пространства и деятельность в области авиации, но не пенсионные правоотношения. Истец с 1974 года по настоящее время работает на одном и том же предприятии ( … … « … ») и занимается одной и той же трудовой деятельностью по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Во вне аэродромных условиях и специально оборудованных помещениях не работал, совмещения профессий не имел. За время работы получал доплату за вредные условия труда и летное вознаграждение, ему предоставлялся дополнительный отпуск в связи с работой во вредных условиях труда (12 дней), выдавалась спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. Согласно Положения о … ( … ) от 20.12.1982 года, основными задачами … являются: комплексная наземная отработка и подготовка воздушных судов (ВС) к летным испытаниям в соответствии с требованиями нормативно – технической документации; проведение заводских летных испытаний опытных, модифицированных, головных серийных самолетов, самолетов летающих лабораторий; отработка и испытания отдельных агрегатов и систем воздушных судов. В организационную структуру … входит отдел технической эксплуатации самолетов и двигателей (ОТЭС), авиационно – технический отдел (АТО), где проходила трудовая деятельность истца. Согласно Положения об АТО, авиационно – техническое отделение является основным в инженерно-авиационной службе (ИАС), осуществляющем инженерно-авиационное обеспечение полетов. Одной из основных задач АТО является организация и выполнение технического обслуживания авиационной техники, ее доработок, проверок, осмотров, контроля состояния авиационной техники и качества технического обслуживания в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, организация ремонта авиационной техники (л.д.43-58). В его должностные обязанности инженера по эксплуатации авиационного оборудования ВС входило: лично выполнять в соответствии с требованиями ЭД все операции, монтажно-демонтажные работы при замене агрегатов, проверять работоспособность и функционирование систем и изделий авиационного оборудования в аэродромных условиях; контролировать полноту и качество технического обслуживания по авиационному оборудованию, лично принимать участие в устранении неисправностей на воздушных судах. Должностные обязанности инженера по эксплуатации АО, которые действовали до 1997 года и в настоящее время идентичны и не изменялись, профиль работы предприятия также не изменялся (л.д.39-42). За время работы истец сталкивался со следующими вредными и опасными условиями труда, которыми являются аэродромные условия, а именно: повышенный уровень шума 83 – 140 дБ; общее охлаждение; пары керосина 9,1 мг/м куб.; вынужденная рабочая поза; работа на высоте. Данные факты подтверждаются актами документальной проверки № 240 и № 241 от 08.09.2010 года (л.д.70-78), должностными инструкциями инженера по эксплуатации авиационного оборудования от 1992 года и 2001 года (л.д.39-42), должностной инструкцией инженера по эксплуатации оборудования самолетов от 1988 года (л.д.36-38), архивной справкой (л.д.35), положениями об авиационно-техническом отделении (АТО) … от 1996 года и 2003 года (л.д.43-58). Факт выполнения Сидоровым А.С. работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждается также справкой № 317/к от 08.12.2010 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе (л.д.23) и справкой № 63/к от 28.03.2011 года из … … « … » (л.д.24), согласно которой Сидоров А.С. непосредственно занимался и занимается оперативным и периодическим (гарантийным) аэродромным обслуживанием воздушных судов: Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-204, Ту-334, которые являются судами Гражданской авиации. Согласно лицензий № 1484 и № 1488, выданных Российским авиационно-космическим агентством … « … », предприятие ведет разработку авиационной техники, ремонт авиационной техники (л.д.59-60).

Суд считает, что истцу должны быть включены в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 30.04.1997 года, с 02.05.1997 года по 30.06.1997 года, с 07.07.1997 года по 31.07.2002 года, с 05.08.2002 года по 31.12.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов на … … « … ».

Досрочно трудовая пенсия по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Сидорову А.С. должна быть назначена с 12.12.2010 года, с момента возникновения права на пенсию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 18, 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействительным отказ ГУ – УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области № 15 от 25.01.2011 года в назначении Сидорову А.С. досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п. 15 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать ГУ – УПФ РФ № 28 по г. Москве и Московской области назначить с 12.12.2010 года Сидорову А.С. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 15 пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитав в специальный и страховой стаж в гражданской авиации периоды работы: с 01.04.1997 года по 30.04.1997 года, с 02.05.1997 года по 30.06.1997 года, с 07.07.1997 года по 31.07.2002 года, с 05.08.2002 года по 31.12.2009 года в должности инженера по эксплуатации авиационного оборудования воздушных судов на … … « … ».

Взыскать с ГУ УПФ РФ № 28 по городу Москве и Московской области в пользу Сидорова А.С. госпошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Жуковский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А. ИВАНОВА