Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации
 

Решение

Дело: 33-5908/2014

Дата опубликования: 22 апреля 2014 г.

Санкт-Петербургский городской суд

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33-5908/2014 Судья: Голикова К.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 22 апреля 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Александровой Ю.К.

судей

Зарочинцевой Е.В., Птоховой З.Ю.

при секретаре

Красильникове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года по гражданскому делу № 2-176/14 по иску А. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на пенсию по выслуге лет, обязании назначить и выплатить пенсию по выслуге лет.

Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения истца, представителя ответчика – Ч., действующей на основании доверенности от <дата> сроком до <дата>, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ГУ МВД России по СПб и ЛО) о признании права на пенсию по выслуге лет, обязании назначить и выплатить пенсию по выслуге лет.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с <дата> по <дата> проходил службу в Министерстве обороны, а с <дата> по <дата> – в органах внутренних дел Республики Беларусь; на день увольнения истца выслуга лет в календарном исчислении составляет 22 года 03 месяца и 29 дней.

В Республике Беларусь пенсия истцу не была назначена в связи с тем, что он не достиг возраста 45 лет.

Истец указывает также, что <дата> он переехал на постоянное место жительства в Санкт-Петербург и в этот же день обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по СПб и ЛО, однако в удовлетворении данного заявления А.. было отказано.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, полагая отказ в назначении пенсии по выслуге лет неправомерным, А.., настаивая на удовлетворении заявленных им требований, просил признать за ним право на назначение пенсии по выслуге лет, обязать ответчика назначить и выплатить пенсию по выслуге лет с <дата> и выдать пенсионное удостоверение.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года в удовлетворении заявленных А. требований отказано.

В апелляционной жалобе А. ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

Истец в заседание судебной коллегии явился, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, настаивал на её удовлетворении.

Представитель ответчика – Ч.., действующая на основании доверенности, в заседание судебной коллегии явилась, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, а сторонами не оспаривается, что в период с <дата> по <дата> А. являлся курсантом военной инженерной Академии им. <...>; в период с <дата> по <дата> – проходил службу в Вооруженных Силах; в период с <дата> по <дата> – проходил службу в органах внутренних дел УВД Брестского облисполкома Республики Беларусь.

Приказом полка патрульно-постовой службы милиции УВД Брестского облисполкома от <дата> №... истец уволен из органов внутренних дел в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь за нарушение служебной дисциплины.

Судом первой инстанции установлено, а сторонами также не оспаривается, что на момент увольнения выслуга лет истца составила 22 года 03 месяца и 29 дней.

<дата> А.. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно ответу ГУ МВД России по СПб и ЛО №... от <дата> в связи с тем, что А. пенсию по линии МВД в Республике Беларусь не получает по причине не достижения возраста 45 лет, правовых оснований для запроса Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по СПб и ЛО в пенсионном отделе УВД Брестского облисполкома необходимых документов для первичного назначения пенсии по линии МВД РФ не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявленных А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсия сотрудникам органов внутренних дел других государств – участников СНГ может выплачиваться государством, на территорию которого переехал гражданин при условии, что он является нетрудоспособным лицом, при этом приобрел право на получение пенсии на территории государства, которого проходил службу в органах внутренних дел, тогда как А. уволен со службы по собственному желанию в возрасте 41 года, на момент увольнения не достиг предельного возраста состояния на службе в органах внутренних дел в соответствии с Положением о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, право на получение пенсии на момент увольнения у истца не возникло.

Судебная коллегия не считает возможным согласиться с указанным выводом Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга ввиду следующего.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Соглашение от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых государств» является специальным международным договором, регламентирующим порядок пенсионного обеспечения особого круга лиц - сотрудников органов внутренних дел и их семей, носит рамочный характер и закрепляет определяющую роль национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения упомянутой категории граждан с учетом принципа территориальности. Кроме того, Соглашение от 24.12.1993 года основано на принципах, закрепленных в Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, что подтверждает тесную взаимосвязь указанных Соглашений.

При этом Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения» закрепило следующие основополагающие принципы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ:

осуществление пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого граждане проживают (статья 1);

распространение установленных Соглашением правил на все без исключения виды пенсионного обеспечения граждан (статья 5);

назначение пенсий по месту жительства граждан (пункт 1 статьи 6);

учет трудового стажа граждан, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, «а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения» (пункт 2 статьи 6).

Часть 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года предусматривает, что «пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам – на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР».

Часть 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года по своему объему и предмету регулирования охватывает отношения по первичному пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, а также их семей, не только постоянно проживающих в государстве по месту прохождения службы, но и переехавших на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Ввиду этого пенсия за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел может быть назначена как по месту прохождения службы, так и при обращении лица за ее назначением в государстве-участнике Соглашения от 24 декабря 1993 года по новому постоянному месту жительства, если такая пенсия ранее ему не назначалась.

Законодательство о пенсионном обеспечении граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел, государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 24 декабря 1993 года не устанавливает каких-либо ограничений для реализации гражданами права на пенсионное обеспечение в зависимости от времени обращения за назначением пенсии.

Судебная коллегия, полагает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы А.. со ссылкой на решение Экономического суда Содружества Независимых Государств, № 01-1/1-07 от 20 сентября 2007 года о толковании применения части 1 статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года.

В данном решение Экономический суда Содружества Независимых Государств указывает на то, что сотрудники органов внутренних дел государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, не приобретшие права на пенсию за выслугу лет по законодательству государства места прохождения службы на момент увольнения из органов внутренних дел, при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 24 декабря 1993 года имеют право на первичное назначение пенсии за выслугу лет на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством этого другого государства.

Данное толкование части 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданного в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных пунктом 5 Положения об Экономическом судом Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06 июля 1992 года, и является официальным.

Таким образом, право на пенсию за выслугу лет бывшими сотрудниками органов внутренних дел государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года может быть реализовано в любое время и в любом из государств-участников на условиях, по нормам и в порядке, установленными законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают, и независимо от того, приобрели они данное право по законодательству места прохождения службы или нет. Вместе с тем расчет выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, осуществляется по законодательству государства, в котором они проходили службу.

Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года и от 24 декабря 1993 года подписаны и ратифицированы Российской Федерацией и Республикой Беларусь, следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований у ответчика в отказе назначения пенсии истцу, проживающему и зарегистрированному на территории Российской Федерации неверен, а истец имеет право на назначение и выплату ему пенсии ответчиком на территории Российской Федерации, согласно пункту «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что А. имеет выслугу лет 22 года 03 месяца и 29 дней, решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных А.. требований. <дата> истец обратился с заявлением о назначении пенсии.

Настоящее определение постановлено судебной коллегией в соответствии с принципом единообразия судебной практики.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 2014 года отменить.

Обязать Главное Управление Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области назначить А. пенсию за выслугу лет с <дата>.

Председательствующий:

Судьи: